Интерактивный портал

агентства труда и занятости населения

Красноярского края

Войти через госуслуги

Стратегия развития профориентации

I. Общие положения

1.1. Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае (Приложение к распоряжению Правительства Красноярского края от 27.11.2013 № 864-р) разработана на период до 2020 года.

Стратегия определяет цель, задачи, принципы и основные направления функционирования краевой системы профессиональной ориентации, направленной на:

  • содействие профессиональному самоопределению, успешной социализации и эффективной самореализации граждан, нуждающихся в выборе профессии или смене рабочих мест;
  • качественное развитие трудового потенциала населения и его использование в интересах инновационного развития края.

Основные положения Стратегии должны стать основанием для определения субъектами профориентационной деятельности специфики, направлений, форм и методов профориентационной работы с различными категориями населения, в том числе: одаренными детьми; гражданами с ограниченными возможностями здоровья; детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; подростками, находящимися в социально опасном положении; выпускниками учреждений профессионального образования; безработными и ищущими работу гражданами.

1.2. В Стратегии используются следующие термины и понятия:

  • координация деятельности по профессиональной ориентации – согласование действий, установление целесообразных отношений между субъектами профориентационной деятельности;
  • проектирование профессионального пути – процесс создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований), определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями;
  • образовательная траектория – персональный путь реализации личностного потенциала в образовании, получение формальных квалификаций, институционально подтвержденных компетенций, неформально приобретенного опыта в виде знаний и навыков;
  • профессиональная траектория – социальное поле применения образовательных ресурсов, их конверсия в соответствующие позиции на рынке труда;
  • профессиональная ориентация – деятельность, направленная на оказание помощи в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании индивидом склонностей и способностей к определенному виду деятельности, проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда;
  • профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути;
  • профессиональный выбор – выбор одного из нескольких вариантов профессионального самоопределения;
  • профориентационный минимум – совокупность обязательной информации по профориентации, отраженной в законодательных и иных нормативных правовых актах, формирование осведомленности и освоение гражданами основных понятий, характеризующих ситуацию изменений на рынке труда (перспективные программы развития, новые виды деятельности, условия получения профессионального образования, новые специальности);
  • профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы;
  • система профессиональной ориентации – организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения граждан в интересах личности и общества в целом.

1.3. Профессиональная ориентация как системная и базовая платформа в вопросах кадрового обеспечения социально-экономического развития Красноярского края включает:

  • организационную (проектно-организационную) деятельность, направленную на реализацию Стратегии;
  • профессиональную информацию – массовое и индивидуальное информирование граждан о состоянии и перспективах развития рынка труда, потребностях экономики в квалифицированных кадрах, особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях и режиме труда, о возможностях трудоустройства и получения специальности;
  • профессиональное и карьерное консультирование – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении, в том числе с использованием активизирующих методик, с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
  • профессиональный отбор – изучение и вероятностная оценка степени профессиональной пригодности к конкретной профессии (специальности) в соответствии с требованиями деятельности; при профессиональном отборе человек подбирается для профессии по достаточно жестким критериям;
  • профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической, медицинской диагностики и профессиональных проб; подбор профессии не предусматривает жестких требований к человеку по критерию профессиональной успешности;
  • профессиональную, производственную и социальную адаптацию – систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
II. Предпосылки принятия Стратегии

2.1. Красноярский край сохраняет ведущие позиции в Сибирском федеральном округе по численности экономически активного населения и уровню экономической активности населения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, численность экономически активного населения в среднем за 2012 год составила 1512,7 тыс. человек (в 2011 году – 1511,3 тыс. человек), в том числе 1428,8 тыс. человек или 94,5 % – занятые в экономике (в 2011 году – 1420,8 тыс. человек, или 94,0 %).

Вследствие развития в 2012 году позитивных тенденций в социально-экономической сфере, снижения высвобождений работников, развития взаимодействия с работодателями в крае наблюдался рост потребности в квалифицированной рабочей силе:

  • увеличилось количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения края, – за 2012 год заявлено 188,4 тыс. вакансий (в 2011 году – 170,7 тыс. вакансий);
  • улучшился качественный состав заявленных вакансий – в 2012 году доля заявленных вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума в крае составила 65,2 % (в 2011 году – 54,3 %);
  • потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, в 1,3 раза превысила численность граждан, зарегистрированных в поиске работы (в среднемесячном исчислении), в то время как в 2011 году, наоборот, число зарегистрированных граждан в 1,4 раза превысило потребность в работниках.

Кроме того, на территории Красноярского края реализуются и планируются к реализации масштабные инвестиционные проекты по развитию традиционных и созданию новых высокотехнологичных производств. Прежде всего, это развитие Нижнего Приангарья, Ангаро-Енисейский кластер, кластер инновационных технологий в г. Железногорске, освоение Ванкорского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений, строительство нефтепровода Куюмба-Тайшет, развитие лесопромышленного комплекса, развитие золотодобывающей отрасли, строительство железной дороги Кызыл – Курагино.

В целом ежегодная дополнительная кадровая потребность прогнозируется на уровне 65- 68 тыс. человек. По данным единого краевого реестра инвестиционных проектов только в ближайшие 5 лет на крупнейших инвестиционных проектах края будет создано более 38 тыс. новых рабочих мест.

Показателем высокой востребованности трудовых ресурсов в крае является тот факт, что на протяжении последних пяти лет уровень общей безработицы в крае ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу, в 2012 году равен среднему значению по России и минимальный среди регионов СФО (5,5 %), численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда) сократилась на 7,1 % (с 90,4 тыс. человек в 2011 году до 84,0 тыс. человек в 2012 году).

Таким образом, в крае существует, а в дальнейшем с учетом задач по модернизации экономики будет только увеличиваться потребность в квалифицированных работниках. В связи с этим актуальны вопросы:

  • формирования современной структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда, появления новых, изменения содержания и условий труда традиционных профессий;
  • исследования перспективных потребностей рынка труда;
  • обеспечения эффективной политики молодежной занятости;
  • развития профессиональной и территориальной мобильности населения, готовности к профессиональному обучению и повышению квалификации на протяжении всей жизни;
  • повышения престижа рабочих профессий;
  • укрепления взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.

2.2. На ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферы оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение граждан, как базовый элемент формирования трудового потенциала населения.

В настоящее время в Красноярском крае и в России в целом перед населением ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей жизни. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями и умениями, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогли бы им переориентироваться.

В связи с этим профессиональная ориентация должна не просто помогать людям в выборе профессии, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

С экономической точки зрения система сопровождения профессионального самоопределения должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов Красноярского края, успешную профессионально-трудовую адаптацию граждан.

Профессиональное самоопределение, трудоустройство и занятость молодежи в современных

условиях характеризуются рядом противоречий:
  • наличием территориального и структурного дисбалансов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Красноярского края, формирующих кадровый дефицит;
  • необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащими этому личными интересами молодежи при выборе профессии;
  • социальной значимостью и низкой оплатой некоторых видов труда;
  • потребностью рынка труда в повышенной квалификации и отсутствием ее у молодежи;
  • необходимостью самообеспечения жизнедеятельности в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную защиту со стороны государства.

2.3. В Красноярском крае регулярно проводится мониторинг сферы профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов общеобразовательных организаций края. Последнее масштабное исследование показало, что:

  • более 30 % выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор;
  • около половины не знают, какие профессии востребованы на рынке труда;
  • более 70 % выбирают учреждения высшего профессионального образования в качестве места учебы;
  • основными критериями выбора будущей профессии являются «современность и перспективность профессии», «высокая заработная плата», «соответствие профессии моим способностям».

Таким образом, сфера профессиональных предпочтений старшеклассников и структура профессионального образования смещена в пользу высших учебных заведений. При этом сохраняется необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций, не в полной мере задействован потенциал традиционных элементов системы образования, ориентированной на построение образовательного маршрута выпускников вне привязки к будущей профессионально-трудовой деятельности.

В действующем формате профессиональной ориентации у школьников зачастую не происходит знакомство с имеющимися возможностями профессионального самоопределения в соответствии с ситуацией на рынке труда и спросом на рабочую силу, отсутствует обучение планированию и проектированию профессионального пути.

Зачастую профессии, которые приобретают молодые люди в учреждениях профессионального образования, остаются невостребованными на рынке труда, вследствие чего молодым специалистам приходится менять приобретенную профессию.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, особенно по приобретенной профессии. Ежегодно от 3,0 до 5,0 тысяч выпускников учреждений профессионального образования всех уровней обращаются в органы службы занятости по вопросам поиска работы, из них свыше 60 % признаются безработными, около 10 % направляются на профессиональную переподготовку. Основной приток нетрудоустроенных выпускников профессионального образования дают такие направления подготовки, как «экономика и управление», «гуманитарные и социальные науки», «образование и педагогика».

В дополнение к этим обстоятельствам следует отметить расширение масштабов востребованности профориентационных услуг, которое вызвано необходимостью содействия в профессиональном самоопределении взрослому населению. В формирующейся системе непрерывного образования процесс сопровождения профессионального самоопределения характеризуется непрерывностью, сопровождая человека от школьного до пенсионного возраста.

Только органы службы занятости населения края ежегодно предоставляют государственные услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения около 100,0 тыс. гражданам, из них более:

  • 70,0 тыс. безработным гражданам;
  • 7,0 тыс. уволенным в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации;
  • 11,0 тыс. безработным гражданам перед направлением на профессиональное обучение.

Все вышеизложенное подтверждает факт актуализации потребностей населения в профориентационных услугах, поскольку сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в общественно полезном труде и не всегда адекватно этому сложившимися субъективными устремлениями человека.

III. Цель, задачи, принципы и этапы реализации Стратегии

3.1. Формирование готовности человека к профессиональному самоопределению является необходимым условием его подготовки к эффективной профессионально-трудовой деятельности.

Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

Таким образом, профессиональная ориентация рассматривается как один из процессов занятости в целях обеспечения кадровой потребности экономики края.

Целью Стратегии является создание системы по сопровождению профессионального самоопределения, способствующей удовлетворению потребностей рынка труда Красноярского края в квалифицированных, мотивированных и конкурентоспособных кадрах, с учетом личностных особенностей граждан и соблюдением интересов работодателей, общества, государства, а также предусматривающей:

  • обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  • достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  • прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
  • содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом.

3.2. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие приоритетные задачи:

  • методическое, организационное, финансовое обеспечение и информационное сопровождение профориентационной деятельности, проведение регулярных мониторингов и социологических исследований профориентационной направленности;
  • проведение профориентационной работы с учетом тенденций развития рынка труда и мониторинга кадровой потребности экономики Красноярского края;
  • активизация процесса профессионального и личностного самоопределения обучащихся общеобразовательных организаций, как средства укрепления взаимосвязи рынка образовательных услуг с рынком труда и перспективами его развития;
  • обеспечение непрерывности сопровождения профессионального самопределения, формирование профориентационной культуры населения и значимости профориентации в общественном сознании, в том числе с использованием возможностей добровольческого профориентационного движения и других социальных практик;
  • внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы, в том числе с использованием профессиональных проб, информационных, телекоммуникационных технологий; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих профориентационную деятельность.

3.3. Принципы Стратегии:

  • связь профориентационной работы с системой обучения и рынком труда, предусматривающей оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении в единстве с краевыми потребностями в квалифицированных кадрах;
  • комплексный подход, обеспечивающий непрерывность профориентационного процесса с учетом возрастных и личностных особенностей человека;
  • преемственность и взаимосвязь субъектов, оказывающих профориентационные услуги;
  • равенство возможностей получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения в сочетании с добровольностью получения профориентационных услуг для всех социальных групп;
  • определение в качестве значимых субъектов профориентационной деятельности работодателей, профессионального сообщества и семьи;
  • доступность профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства.

3.4. Стратегия рассчитана на период с 2014 по 2020 годы. Ее реализация будет осуществляться в 3 этапа:

  • первый этап (2014 год) – разработка планов, программ, организационных и методических документов в сфере профессиональной ориентации на краевом уровне; мониторинг актуального состояния профориентационной работы и имеющихся ресурсов во всех субъектах профориентационной деятельности; проведение научно-исследовательских работ профориентационной направленности;
  • второй этап (2015-2017 годы) – реализация основных мероприятий и направлений Стратегии, формирование комплексной рыночно ориентированной краевой системы профориентации и сопровождения профессиональной карьеры с участием всех субъектов профориентационной деятельности;
  • третий этап (2018-2020 годы) – интенсивное развитие системы профессиональной ориентации населения, способствующей удовлетворению потребностей экономики Красноярского края и рынка труда в квалифицированных и конкурентоспособных кадрах.
IV. Механизм реализации Стратегии

4.1. К основным мерам по реализации Стратегии относятся:

  • организационно-управленческое обеспечение, институциональное формирование и развитие системы профориентации населения Красноярского края;
  • внедрение эффективных механизмов социального партнерства, межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления и субъектов организации сопровождения профессионального самоопределения, включая государственные и негосударственные структуры, представителей крупного, среднего и мелкого бизнеса, объединений работодателей;
  • формирование единого информационного пространства профориентационной направленности в Красноярском крае;
  • методическое и кадровое обеспечение процесса профессионального самоопределения населения Красноярского края.

4.2. В развитии системы профессиональной ориентации особое значение приобретают скоординированные действия основных субъектов профориентационной деятельности: общеобразовательных организаций; образовательных организаций профессионального образования; государственных органов управления образованием, здравоохранения, службы занятости, молодежной и социальной политики; средств массовой информации; семьи; общественных объединений, организаций и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство граждан.

Основным инструментом проведения единой политики и координации работы всех заинтересованных структур являются краевая межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации, которая образована постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 № 369-п «Об утверждении Порядка формирования и деятельности краевой межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации» и формируется из числа представителей Законодательного Собрания края, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления края, объединений работодателей, образовательных учреждений и иных заинтересованных организаций.

В соответствии со статьей 7 Закона Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6604 «О содействии занятости населения в Красноярском крае» межведомственные комиссии по вопросам профессиональной ориентации граждан могут создаваться на муниципальном уровне.

Субъекты профориентационной деятельности в пределах своей компетенции исполняют функции в области профессиональной ориентации населения.

4.3. Реализация основных направлений Стратегии обеспечивается следующими механизмами:

  • организационно-аналитическими – мониторинг состояния профессиональной ориентации населения в крае и профессиональной востребованности на рынке труда края; разработка системы взаимодействия органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления края, государственных и негосударственных организаций, занимающихся профориентационной деятельностью, в том числе с использованием механизмов государственного заказа, грантовой поддержки, проектно-программного подхода; расширение инфраструктуры краевой системы профориентации населения;
  • финансовыми – финансирование мероприятий по реализации Стратегии за счет бюджета Красноярского края;
  • информационными – информационное взаимодействие всех субъектов профориентационной работы, обмен инновационным опытом (конференции, семинары, специализированные интернет-порталы); формирование позитивного общественного мнения о людях труда и востребованных, в том числе рабочих и инженерно-технических профессий и специальностей;
  • кадрово-методическими – методическое и кадровое обеспечение процесса профессионального самоопределения населения; организация мониторинга профессионального самоопределения и проведение научно-социологических исследований.

Для достижения обозначенных в Стратегии целей и задач разработан Перечень мероприятий по ее реализации (согласно приложению к настоящей Стратегии).

V. Результаты реализации Стратегии

5.1. Системность, комплексность и преемственность профориентационной работы позволит консолидировать усилия по проведению превентивных действий, направленных на формирование современной структуры рабочей силы, соответствующей потребностям рынка труда, и укрепление взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг.

Ожидаемыми результатами реализации Стратегии должны стать:

  • создание условий для формирования и развития умений и навыков, необходимых человеку для профессионального самоопределения и построения различных вариантов развития профессиональной карьеры в условиях динамично изменяющегося общества и рынка труда;
  • обеспечение доступности и качества для населения гарантированного минимума бесплатных профориентационных услуг, включающего в себя предоставление профессиональной информации, проведение групповых и индивидуальных профессиональных консультаций и мероприятий по сопровождению профессионального выбора всех обратившихся независимо от места проживания, работы или учебы;
  • обеспечение непрерывности профориентационной работы, формирование значимости профориентации в общественном сознании и профориентационной культуры населения, в том числе за счет расширения масштабов и направлений деятельности добровольческого движения профориентационной направленности;
  • внедрение современных технологий профориентационной деятельности; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих профориентационную деятельность.

Основным результатом реализации Стратегии будет являться создание комплексной краевой системы координации деятельности всех субъектов профориентационного процесса по сопровождению профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры различных групп населения, направленной на реализацию личностного потенциала и содействие обеспечению кадровой потребности социально-экономического развития Красноярского края.
 


Межведомственный план мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Стратегии развития профессиональной ориентации в Красноярском крае

План мероприятий по организации добровольческого профориентационного движения Красноярского края «Твои горизонты» на 2016-2017 годы

Комплексный межведомственный план мероприятий по популяризации востребованных рабочих и инженерно-технических профессий в Красноярском крае на 2016-2018 годы